a jazz Youth


Once Klint Eastwood has told that America has presented to the world two great genres - a jazz and a western. Become famous for participation in cowboy's films the actor always was the great admirer of a jazz - music, whose roots are lost in the heart of centuries, but undoubtedly become to one of the most popular musical directions of the present by 1940 years.

Disputes on historical roots of a jazz are conducted for a long time, despite almost unanimous opinion that for the first time a jazz began to play New Orleans and there there were first great executors of this direction. It is possible to assert safely that the jazz has arisen as music for a black audience, but have written down the first jazz compositions white executors.


the Artful design of roots

It is impossible to tell that the jazz evolved from one musical style. Its origin attribute to New Orleans because there in the end of a XIX-th century a unique variety of styles reigned: the French dances inherited from Frenchmen - founders of New Orleans, motives "схыюую ¶юыър" delivered by immigrants from the Old World which and can be heard today in southern states (by the way, some musicologists assert that the base form of a jazz - a 12-clock blues - occurs from national Scottish melodies). He has tested and influence of music of wind bands without which in New Orleans any funeral did not manage. All these elements of influence of the white population of southern states of America were absorbed in itself by music world of the Afro-Americans.


the African influence

Variety of features of black music is obvious even to nonspecialists. One of them - an emotional saturation of musical culture of the black population: for example, a leitmotif of church church chanting the hope of a life after death which will bring long-awaited simplification from terrible living conditions in the slaveholding South sounds. Other aspect - value of the African musical traditions.

Possibly, African heritage has played a role in gravitation of a jazz to pentatonike - scale from five notes, where distinction between major and minor thirds conditionally enough. The same African influence it is possible to explain both more free pulsation and a rhythm though at the same time any of musical styles of Europe did not give them bolshego value.


Regtajm

Piano compositions testify To complexity of black music in style "ЁІу=рщь" which feature was fragmentary (in English "ragged"), a rough rhythm ("time"). The fashion on regtajm has arisen in the XX-th century beginning, however it is a lot of admirers of this direction and today.

Scott Dzhoplin (1868-1917) was One of the greatest authors regtajma, whose plays are popular and today. Its beautiful melodies and an infectious rhythm lean against the same musical tradition from which the jazz has grown.


Social preconditions

In New Orleans black inhabitants had many possibilities to play and invent new styles. Annual celebrating of a pancake week was accompanied by splash in national creativity. In 1898 quarter of red lanterns of Storivill where musicians always were required has opened. Dances were regularly arranged to entertain numerous visitors of port, but also, there was variety of customs, inconceivable without music. For example, the funeral procession was accompanied necessarily by an orchestra playing mourning marches on the way to a cemetery, and on the way back - easy melodies.


the Sound starts to be made out

However, finally all disputes on jazz roots are not too important, the main thing are the people, managed to unite all currents in uniform great musical style. About them we know a little, behind an exception kornetista to Baddi Boldena (1877-1931) and trumpeter Freddi Kepparda (1890-1933), legendary musicians, it is masterful owning tools.

the music Composed by them was played by group of executors the tools most approaching for the striding orchestra: a contrabass (it is frequent - a forelock), bandzho or a guitar and a drum, and wind group conducting a melody - a pipe, a trombone and a clarnet.

Wind instruments executed motive in free arrangement, binding and twisting melodic lines, the theme was conducted, as a rule, by a pipe, the trombone supplemented bass party and set change of chords, and it is necessary to all to these the clarnet soared.

This sounding has got a great popularity and has won set of followers and admirers. Such music was necessary to people - under it it was possible to dance, it was pleasant to listen to it. Harmony was very simple, but use of blues notes (transition to minor thirds there where the classical western tradition orders use major) gave it attractive novelty, and the rhythm left nobody indifferent.


No more than entertainment

By 1911 in New Orleans the conventional style in which played both black, and white musicians and which could be executed in different tool arrangements was issued. This style began to name a word "фцрч" (jazz, sometimes jass), possibly, owing to an easy manner of game, absence of a musical notation and associations with musicians from Storivillja. Despite the highest skill of many executors, it there was a popular light music without claims for something bolshee, than entertainment is simple. Trumpeter Joe "-шэу" became the main figure novoorleanskogo a jazz; Oliver (1865-1938).


the Jazz walks on a planet

The First jazz record has appeared in 1917 performed by Nika La Rokka (1889-1961). After record in February, 1917 of plays "Livery Stable Blues" and "Dixieland Jass Band One-Step" its orchestra "Original Dixieland Jass Band" has got the world popularity. After some months about new music Europe has learnt also, moreover, the jazz has taken hold of minds even professional classical musicians. Conductor Ernest Ansermet recollects that delight which was caused in it by game of Sydney Beketa (1897-1959) which were going on tour in Europe in 1919г.


"КЁхсѕ¦=ё  фцрчьхэ№"

In 1917 there was one more significant event in the history of a jazz. Disturbed by that military seamen give to brothels of Storivillja of more time and forces, than combat training, command of the Navy of the USA has achieved closing of pleasure institutions owing to what many musicians remained without work. However, for the best searches of a new place lasted not for long - so, for example, by the steamships plying on Mississipi, vacancies for musicians was enough. Some settled in Chicago which soon became the centre of creative activity were novoorleanskih jazzmen.


In the attention centre

In 20th years a jazz it develops, becomes prompt more expressional. Following novoorleanskoj to tradition, musicians gather in the ensembles acting in constant structure. A special role in it Dzhelli Roll Morton (1890-1941) whom many efforts have put to that its jazz band was the rallied and original collective has played.

Perhaps, development of solo improvisation was the most important innovation 20, it became the major component of a jazz expression. Many musicians have brought the mite, but the outstanding public figure became, certainly, Lui Armstrong (1900-71). It could spend some years To a youth in a shelter for colour homeless children for shooting in a public place. There he has learnt to play a cornet, and soon began to play a professional scene.

He played Any time King Olivera's orchestra in Chicago, but has in the mid-twenties collected the ensemble which was called "Hot Five" and later - "Hot Seven".


the Hallmark

It is masterful using rhythmic flexibility of a jazz, Armstrong created unique on force of influence of product. Besides those things which in the mid-twenties he has written down with the groups playing novoorleanskom style, in 1928 the musician has let out some plates with pianist Erlom Hajnsom (1903-83). This music has not left indifferent any listener. In one of plays - "West End Blues" - the solo part so bewitching sounds that, apparently, as if time stiffens.

Besides Armstrong was much and other bright individualities thanks to which the jazz stylistics became more expressional. Sydney Beket preferring a soprano-saxophone more widespread at that time to clarnet was the representative found novoorleanskogo style. In more lyrical, but at all to less expressive manner the great trumpeter and kornetist played Biks Bejderbek (1903-31).


Experiments with the tenor

One more reception, with which help "чтхчфэ№х" soloists of a jazz tried to strengthen expressiveness of the music, consisted in expansion of musical phraseology. In a context of a jazz it meant search of new, more unexpected harmonies, than simple enough traditional chords novoorleanskoj schools.

Koulman Hokins (1904-69) was the Leader of this movement. He played a tenor saxophone - the main tool of any striding orchestra sounding, however, too heavy to be entered in an easy rhythm novoorleanskogo style. In jazz bands used "ьырф°ш§ сЁр=іхт" is more often; the tenor - an alto and a soprano. However Hokins has invented the way of game based on ability of the tenor it is easy to transfer arpedzhirovannye chords, that is quickly to alternate notes instead of playing some notes simultaneously. This technics has opened the richest potential for search of new sounding.

Experimenting a sound of a tenor saxophone in search of the sounding necessary to it, Hokins went on the way, blazed by jazzmen since 90th years of a XIX-th century.


Instrumentalists-innovators

For 20-30th years of the XX-th century persevering search of new forms of the musical self-expression, reflected aspiration of many popular executors to invent own "¶шЁьхээюх" is characteristic; sounding. New tools - for example, shock installation as a funny hybrid of all tools of a striding orchestra began to appear.

But some masters played a jazz the tools not peculiar to this style: Joe Venuti (1903-78) - on a violin, Red Norvo (a sort. 1908) - on a xylophone and vibrofone, and many invented the unique sounding on wind instruments. Such creative search occurred against the tendency to integration of jazz ensembles. With one of the first arranger Fletcher Henderson (1897-1952) has tried to expand traditional tool frameworks. To some musicians, as, for example, "-¦ъѕ" Ellingtonu (1899-1974), supervising in the twenties several orchestras of New York, it was possible to find rather skilful management methods the big orchestras.

The Remarkable talent of Ellingtona consisted not only in its unique abilities of the musical stylist and the executor of solo parts, but also in ability to give to the ensemble unique musical colour. At early stages of the activity it perfectly well used masterful ability of Babbera Majli (1903-32) to vary surdiny, and masterly game on a trombone "КЁшъш" Sam Nantona (1904-46). Within 30th years Ellington developed unique sounding of the orchestra, and in 40 successfully went on tour with it across all America.


Triumph "сшу-сІэфют"

In the thirties the important element of a jazz become "сшу-сІэф№" that is the big orchestras possessing volume and polifonichnym a sound. In the musical plan William's ensemble "-рѕэ=р" was the most appreciable collective after an orchestra of Ellingtona; Bejsi (1904-84). Its technics of game and arrangement was perfected in Kansas City where the easy, refined swing was popular. Groups of tools played repeating rhythmomelodic elements ("Ёш¶№") or by turns, or accompanying a solo part.

However orchestras under control of white musicians, as, for example, Benn Goodman's ensemble (1909-86) have commercially appeared more successful. Playing style "ётшэу" white big-bands sometimes adhered to traditional elements of a jazz expression (Benn Goodman), and at times tended to softer variation (Glenn Miller (1904-44)).


"-црчюьрэш " for export

In 30th years the army of adherents of a jazz was huge. Some executors tried to keep the Chicago school of a jazz of the sample of 20th years, others went to master new musical open spaces abroad. For example, Koulman Hokins with 1934 for 1939 worked in Europe where used enormous popularity and has made many records together with the great Belgian guitarist of a Gipsy origin of Dzhango Rejnhardtom, the author of the unique style which had set of followers.


Legendary names of a jazz

By the end of 1930th years the jazz still was considered "ъыѕсэющ" the music which does not have the big commercial potential. Nevertheless, it has generated set of ingenious musicians, whose names are entered in a musical treasury of the XX-th century.

Performances of such great executors as Billi Holidej (1915-59), especially to the accompaniment of musicians of calibre of Leicester of Young, is not only musical masterpiece, but also the pathetic story about a fate colour in the racist racist and segregated American society, capable to touch the impenitent heart.

Not subtly that the love of many musicians and singers to a jazz has made this style the international musical language.

Молодость джаза



Однажды Клинт Иствуд сказал, что Америка подарила миру два великих жанра - джаз и вестерн. Прославившийся участием в ковбойских фильмах актер всегда был большим поклонником джаза - музыки, чьи корни теряются в глубине веков, но несомненно ставшей одним из самых популярных музыкальных направлений современности к 1940-м годам.

Споры об исторических корнях джаза ведутся давно, несмотря на практически единодушное мнение, что впервые джаз стали играть в Новом Орлеане и именно там появились первые великие исполнители этого направления. Можно смело утверждать, что джаз возник как музыка для чернокожей аудитории, но записали первые джазовые композиции белые исполнители.


Хитросплетение корней

Нельзя сказать, что джаз эволюционировал из одного музыкального стиля. Его происхождение приписывают Новому Орлеану потому, что именно там в конце XIX века царило уникальное разнообразие стилей: французские танцы, унаследованные от французов - основателей Нового Орлеана, мотивы "белого фолка", завезенного иммигрантами из Старого Света, который и сегодня можно услышать в южных штатах (кстати, некоторые музыковеды утверждают, что базовая форма джаза - 12-тактовый блюз - происходит от народных шотландских мелодий). Испытал он и влияние музыки духовых оркестров, без которой в Новом Орлеане не обходились ни одни похороны. Все эти элементы влияния белого населения южных штатов Америки впитал в себя музыкальный мир афроамериканцев.


Африканское влияние

Целый ряд особенностей черной музыки очевиден даже для неспециалистов. Одна из них - эмоциональная насыщенность музыкальной культуры чернокожего населения: например, лейтмотивом церковного песнопения звучит надежда на жизнь после смерти, которая принесет долгожданное облегчение от жутких условий существования на рабовладельческом Юге. Другой аспект - значение африканских музыкальных традиций.

Вероятно, африканское наследие сыграло роль в тяготении джаза к пентатонике - гамме из пяти нот, где различие между мажорными и минорными терциями достаточно условно. Тем же африканским влиянием можно объяснить и более свободную пульсацию и ритм, хотя в то же время ни один из музыкальных стилей Европы не придавал им большего значения.


Рэгтайм

О сложности черной музыки свидетельствуют фортепьянные композиции в стиле "рэгтайм", особенностью которого был рваный (по-английски "ragged"), неровный ритм ("time"). Мода на рэгтайм возникла в начале XX века, однако поклонников этого направления немало и сегодня.

Одним из величайших сочинителей рэгтайма был Скотт Джоплин (1868-1917), чьи пьесы популярны и сегодня. Его красивые мелодии и заразительный ритм опираются на ту же музыкальную традицию, из которой вырос джаз.


Социальные предпосылки

В Новом Орлеане у чернокожих жителей было немало возможностей играть и изобретать новые стили. Ежегодное празднование масленицы сопровождалось всплеском народного творчества. В 1898 г. открылся квартал красных фонарей Сторивилль, где всегда требовались музыканты. Регулярно устраивались танцы, чтобы развлекать многочисленных посетителей порта, а кроме того, существовал целый ряд обычаев, немыслимых без музыки. Например, похоронную процессию обязательно сопровождал оркестр, игравший траурные марши по дороге на кладбище, а на обратном пути - легкие мелодии.


Звук начинает оформляться

Впрочем, в конечном счете все споры о корнях джаза не так уж и важны, главное - это люди, сумевшие объединить все течения в единый великий музыкальный стиль. О них нам известно немного, за исключением корнетиста Бадди Болдена (1877-1931) и трубача Фредди Кеппарда (1890-1933), легендарных музыкантов, мастерски владевших инструментами.

Сочиненную ими музыку играла группа исполнителей на инструментах, наиболее подходивших для шествующего оркестра: контрабас (часто - чуба), банджо или гитара и барабан, и ведущая мелодию духовая группа - труба, тромбон и кларнет.

Духовые инструменты исполняли мотив в свободной аранжировке, переплетая и закручивая мелодические линии, тему, как правило, вела труба, тромбон дополнял басовую партию и задавал смену аккордов, а надо всем этим витал кларнет.

Это звучание приобрело большую популярность и завоевало множество последователей и поклонников. Именно такая музыка нужна была людям - под нее можно было потанцевать, ее приятно было слушать. Гармония была очень простой, но использование блюзовых нот (переход на минорные терции там, где классическая западная традиция предписывает использование мажорных) придавало ей привлекательную новизну, а ритм никого не оставлял равнодушным.


Не более чем развлечение

К 1911 году в Новом Орлеане оформился общепризнанный стиль, в котором играли как черные, так и белые музыканты, и который можно было исполнять в разных инструментальных аранжировках. Этот стиль стали называть словом "джаз" (jazz, иногда jass), вероятно, в силу легкой манеры игры, отсутствия нотной записи и ассоциаций с музыкантами из Сторивилля. Несмотря на высочайшее мастерство многих исполнителей, это была популярная легкая музыка без претензий на нечто большее, чем просто развлечение. Главной фигурой новоорлеанского джаза стал трубач Джо "Кинг" Оливер (1865-1938).


Джаз шагает по планете

Первая джазовая запись появилась в 1917 г. в исполнении Ника Ла Рокка (1889-1961). После записи в феврале 1917 г. пьес "Livery Stable Blues" и "Dixieland Jass Band One-Step", его оркестр "Original Dixieland Jass Band" приобрел всемирную известность. Спустя несколько месяцев о новой музыке узнала и Европа, более того, джаз завладел умами даже профессиональных классических музыкантов. Дирижер Эрнст Ансермет вспоминает о том восторге, который вызвала у него игра Сиднея Бекета (1897-1959), гастролировавшего в Европе в 1919г.


"Требуются джазмены"

В 1917 г. произошло еще одно знаменательное событие в истории джаза. Обеспокоенное тем, что военные моряки уделяют притонам Сторивилля больше времени и сил, чем боевой подготовке, командование ВМФ США добилось закрытия увеселительных заведений, вследствие чего многие музыканты остались без работы. Впрочем, для лучших поиски нового места длились недолго - так, например, на пароходах, курсировавших по Миссисипи, вакансий для музыкантов было предостаточно. Некоторые оседали в Чикаго, который вскоре стал центром творческой деятельности бывших новоорлеанских джазистов.


В центре внимания

В 20-е годы джаз стремительно развивается, становится более экспрессивным. Следуя новоорлеанской традиции, музыканты собираются в ансамбли, выступающие в постоянном составе. Особую роль в этом сыграл Джелли Ролл Мортон (1890-1941), который немало усилий приложил к тому, чтобы его джаз-бэнд был сплоченным и самобытным коллективом.

Пожалуй, самым важным новшеством 20-х было развитие сольной импровизации, именно она стала важнейшим компонентом джазовой экспрессии. Многие музыканты внесли свою лепту, но самой заметной фигурой стал, безусловно, Луи Армстронг (1900-71). В юности ему довелось провести несколько лет в приюте для цветных беспризорников за стрельбу в общественном месте. Там он научился играть на корнете, и вскоре стал играть на профессиональной сцене.

Какое-то время он играл в оркестре Кинга Оливера в Чикаго, но в середине 20-х собрал свой ансамбль, который назывался "Hot Five", а позже - "Hot Seven".


Творческий почерк

Мастерски используя ритмическую гибкость джаза, Армстронг создавал уникальные по силе воздействия произведения. Помимо тех вещей, которые в середине 20-х годов он записал со своими группами, игравшими в новоорлеанском стиле, в 1928 г. музыкант выпустил несколько пластинок с пианистом Эрлом Хайнсом (1903-83). Эта музыка не оставила равнодушным ни одного слушателя. В одной из пьес - "West End Blues" - звучит сольная партия, настолько завораживающая, что, кажется, будто время застывает.

Помимо Армстронга было немало и других ярких индивидуальностей, благодаря которым стилистика джаза стала более экспрессивной. Представителем изысканного новоорлеанского стиля был Сидней Бекет, предпочитавший сопрано-саксофон более распространенному в то время кларнету. В более лиричной, но отнюдь не менее выразительной манере играл великий трубач и корнетист Бикс Бейдербек (1903-31).


Эксперименты с тенором

Еще один прием, с помощью которого "звездные" солисты джаза пытались усилить выразительность своей музыки, заключался в расширении музыкальной фразеологии. В контексте джаза это означало поиск новых, более неожиданных гармоний, чем довольно простые традиционные аккорды новоорлеанской школы.

Лидером этого движения был Коулман Хокинс (1904-69). Он играл на тенор-саксофоне - главном инструменте любого шествующего оркестра, звучавшем, однако, слишком тяжеловесно, чтобы вписаться в легкий ритм новоорлеанского стиля. В джаз-бэндах чаще использовали "младших братьев" тенора - альт и сопрано. Однако Хокинс изобрел способ игры, основанный на способности тенора легко передавать арпеджированные аккорды, то есть быстро чередовать ноты вместо того, чтобы играть несколько нот одновременно. Эта техника раскрыла богатейший потенциал для поиска нового звучания.

Экспериментируя со звуком тенор-саксофона в поисках нужного ему звучания, Хокинс шел по пути, проторенному джазистами еще с 90-х годов XIX века.


Инструменталисты-новаторы

Для 20-30-х годов XX века характерен настойчивый поиск новых форм музыкального самовыражения, отразивший стремление многих популярных исполнителей изобрести собственное "фирменное" звучание. Стали появляться новые инструменты - например, ударная установка как курьезный гибрид всех инструментов шествующего оркестра.

Но некоторые мастера играли джаз на инструментах, не свойственных этому стилю: Джо Венути (1903-78) - на скрипке, Рэд Норво (род. 1908) - на ксилофоне и виброфоне, а многие изобретали свое уникальное звучание на духовых инструментах. Такой творческий поиск происходил на фоне тенденции к укрупнению джазовых ансамблей. Одним из первых традиционные инструментальные рамки попробовал расширить аранжировщик Флетчер Хендерсон (1897-1952). Некоторым музыкантам, как, например, "Дюку" Эллингтону (1899-1974), руководившему в 20-х годах несколькими оркестрами Нью-Йорка, удавалось найти весьма искусные методы управления большими оркестрами.

Замечательный талант Эллингтона заключался не только в его уникальных способностях музыкального стилиста и исполнителя сольных партий, но и в умении придать своему ансамблю неповторимый музыкальный колорит. Еще на ранних этапах своей деятельности он великолепно использовал мастерское умение Баббера Майли (1903-32) варьировать сурдины, и виртуозную игру на тромбоне "Трики" Сэма Нантона (1904-46). В течение 30-х годов Эллингтон вырабатывал уникальное звучание своего оркестра, а в 40-х успешно гастролировал с ним по всей Америке.


Триумф "биг-бэндов"

В 30-х годах важным элементом джаза становятся "биг-бэнды", то есть большие оркестры, обладающие объемным и полифоничным звуком. В музыкальном плане наиболее заметным коллективом после оркестра Эллингтона был ансамбль Уильяма "Каунта" Бэйси (1904-84). Его техника игры и аранжировки оттачивалась в Канзас-Сити, где был популярен легкий, утонченный свинг. Группы инструментов играли повторяющиеся ритмико-мелодические элементы ("рифы") либо по очереди, либо аккомпанируя сольной партии.

Однако более успешными коммерчески оказались оркестры под управлением белых музыкантов, как, например, ансамбль Бенни Гудмена (1909-86). Игравшие в стиле "свинг", белые биг-бэнды иногда придерживались традиционных элементов джазовой экспрессии (Бенни Гудмен), а порой склонялись к более мягкой вариации (Гленн Миллер (1904-44)).


"Джазомания" на экспорт

В 30-е годы армия адептов джаза была огромной. Некоторые исполнители пытались сохранить чикагскую школу джаза образца 20-х годов, другие отправлялись осваивать новые музыкальные просторы за границу. Например, Коулман Хокинс с 1934 по 1939 год работал в Европе, где пользовался громадной популярностью и сделал много записей совместно с великим бельгийским гитаристом цыганского происхождения Джанго Рейнхардтом, автором уникального стиля, имевшего множество последователей.


Легендарные имена джаза

К концу 1930-х годов джаз по-прежнему считался "клубной" музыкой, не имеющей большого коммерческого потенциала. Тем не менее, он породил множество гениальных музыкантов, чьи имена вписаны в музыкальную сокровищницу XX века.

Выступления таких великих исполнителей, как Билли Холидей (1915-59), особенно под аккомпанемент музыкантов калибра Лестера Янга, - это не только музыкальный шедевр, но и проникновенный рассказ об участи цветных в тогдашнем расистском и сегрегированном американском обществе, способный растрогать самое черствое сердце.

Не мудрено, что любовь многих музыкантов и певцов к джазу сделала этот стиль международным музыкальным языком.