cinema Legends


"Гюыю=ющ тхъ" Hollywood - 1930-40th - lasted until its audience was grasped by TV. During this period the set of the films which have become by classics of a cinema was born, and many film stars have reached an international recognition.

The Mute cinema bewitched millions people, however tremendous success "¤хтчр фцрчр" (1927) has convinced the Hollywood producers that the future for "уютюЁ Ёшь" cinema. The sound equipment has been established on all largest film studios, and the new era has begun.

Many actors could not adapt to new conditions. For game in a sound film it was required not only ability to own scenic speech, but also new style of actor's skill. Some directors, for example, Charlie Chaplin, continued to remove, as a matter of fact, all the same "эхь№х" films, only adding few sound elements, but the present sound films had so stronger influence, it was impossible what to resist to changes.


the Musical

The Sound has naturally affected all kinds of film production. Henceforth music became a film integral part. The musical has especially brightly proved as a genre in a picture "-рь№" (1934) and other statements of Basbi of Berkeley where the whole compositions with participation of corps de ballet which was constantly reconstructed have been used, creating "І¶¶хъ= ърыхщфюёъюяр". Musicals used a great popularity and in theatrical performances, but at cinema, by means of an unusual inclination of the chamber or a close up, they could be made especially interesting. Some pictures of the middle of the century with success used these methods: so, for example, in films with participation of Freda Astera dance has been shown absolutely in a new fashion.

Hollywood began to invite composers and to a certain extent became the patron of music of the XX-th century. Composers-innovators as, for example, Arnold Shenberg, received fees from film studios (though that they wrote, it was not always used - music creation to a film was "=юёэ№ь" an art form which the composer no means always owned!).


the Comedy and eskapizm

Probably, music was the most obvious aspect of the cinema which have won from application of new technology, however with the advent of possibility to say from the word screen the new form of a comedy has blossomed also. The actors of a colloquial genre counting more on jokes, instead of on a rough farce to cause laughter in an audience, now could transfer the art on the screen. The new genre - a comedy film - covered also jokes of the Bean of Hope, and a lambent humour of detective films with William Powell's participation and Mirny Loj. In films of brothers Marx the word-play was combined with elements hohmy for creation of atmosphere of general cheerful anarchy.

Existed and "Іъёчхэ=Ёшёэ№х" comedies in which excessively serious people were won by carefree, absent-minded persons. But not only the comedy has won from speech occurrence at cinema. Problems of a personal choice have taken the place in the film dramas focused on a female audience in which such stars, as Betti Devis acted in film.

In 1930th years the Hollywood films practically did not concern problems of Great depression, preferring eskapizm, i.e. Leaving from the validity. Perhaps, only films about gangsters concerned a real life. Their protagonists - Edward Dzh. Robinson in "¦рыхэіъюь НхчрЁх" (1930) and James Keshi in "-Ёрух эрЁюфр" (1931) - even caused in the spectator some liking as inevitably appeared in a stalemate in the end of a film.

Such film genres as the western or a film of horrors, easily adapted for sound occurrence at cinema thanks to which they had a possibility to create more fascinating atmosphere and more interesting images. Such directors as John Ford and Howard Hawkes, and such stars as John Wayne and Henry Fonda, have shown that the western too can transmit really spirit of the past and bare the personal and public conflict. Thanks to the Hungarian actor Bele Lugoshi in a role of count Drakuly and to Englishman Boris Karloffu in roles of a monster of Frankenshtejna, films of horrors have won huge popularity and have generated set of imitators and continuations.


System of stars

The Most part of the Hollywood films was under construction round movie stars which number included Garys Cooper, Betti Devis, Clark Gejbl, Greta Garbo, Ketrin Hepbern and Spenser Trejsi.

"Ршё=хьр чтхчф" was of great importance for the industry which very quickly made a large quantity of tapes. Despite a considerable quantity of brilliant works, the majority of the Hollywood films were rather mediocre and predicted, and were a success only at the expense of skilful advertising and charm of actors. The film conveyor was rigidly supervised and depended on collective work: the genius-single standing independently - for example, Orson Wells, whose "+Ёрцфрэшэ -хщэ" (1941) is a masterpiece of a world cinema, - has soon been compelled to accept new game rules.

As a rule, Hollywood avoided difficult political and social problems, to questions of sexual relations of a place practically was not because of rigid self-censorship, and, it is as though improbable looked, last shots kindly always won harm. Many films meaningly became very much "фюсЁюяюЁ фюёэ№ьш" and "рьхЁшърэёъшьш" on spirit though sometimes Hollywood used foreign directors and actors from whom was required need the film an easy touch of perversity and the sophistication, associating with Europe. German actress Marlene Dietrich perfectly well played such roles. The French actor Charles Buaje has won glory "ухЁю -ы¦сютэшър" and the Swedish actress Greta Garbo, sensual and mysterious, became one of the greatest legends of Hollywood of all times.


Outside of Hollywood

Outside of the USA the most part of films was only the form of easy entertainment calculated exclusively on a national audience. They did not have not enough universal attractiveness and professionalism of the Hollywood pictures. But few rather high-quality works possessed novelty of vision and a maturity of outlook which could be met in the Hollywood films. In France there were such stars, as Jean Gaben, and such great directors, as Marseilles Karne and, of course, Jean Renoir, whose "¤Ёртшыр шуЁ№" (1939) now enter into ten the best films of a world cinema. Among German directors it is possible to allocate G.V.Pabst and Fritsa Lang who has created the chilling I smother a classical film "¦" (in domestic hire "Лсшщчр" 1931).

In Soviet Union the sound cinema has got accustomed not at once, and Stalin reprisals have destroyed not one career. However the great director of mute cinema Sergey Eisenstein nevertheless has created the sound masterpiece - a picture "Ђтрэ +Ёючэ№щ" (1942-46), and in a film "-х=ё=тю +юЁіъюую" mark Donskogo is perfectly shown a life of pre-revolutionary Russia.

In Great Britain tremendous success Alexander Korda with a picture "Орё=эр  had Henry's life VIII" (1932), however attempts to create the film industry of the international scale have not crowned success. Before the emigration to Hollywood great British director Alfred Hitchcock has shot a picture "-хфш шёёхчрх=" (1938) and some other films. Carefully executed, full author's zadumki, intense expectation and visual unexpectedness, its work, from "ГртюЁюцхээюую" (1945) to "¤ёш§ю" (I960), and differed from all others later.


Post-war problems

After the termination of the Second World War Hollywood had problems. The new law has cancelled the exclusive control of film studios over cinemas, having opened competition road. The McCarthyism - a policy of prosecution of all suspected of communications with communists - has deprived the American cinema of set of talented persons. But the greatest loss was put by the TV offering weight of entertaining programs, to look which it was possible without leaving the house. Now cinemas had to struggle for the spectator.

Manufacture low budget and bystrookupaemyh pictures became One of the exits found Hollywood. In reply to inquiries of post-war time some films addressed to social problems. There was a set of the criminal dramas which have been removed in dark premises, differing the general gloomy atmosphere and transferring sensation of internal disintegration. Having received from the French critics the name "¶шыіь эѕрЁ" ("ёхЁэ№щ ¶шыіь"), this genre, to general surprise, has appeared influential enough. However creation of pictures of such scale which to TV would be not under force was the basic Hollywood tactics of a gain of an audience.


Blockbusters

Thanks to process "Ђё=ьрэъюыюЁ" the colour cinema has practically superseded the black-and-white. In 1953 the era of a wide-screen format, shooting with scenery has begun and a return projection (shooting of actors on already finished shooting background) have given way to shootings on location, and later there was also a stereophonic sound. The whole series "сыюъсрё=хЁют" as a result was born; (under the name of an aerial bomb of the big calibre) - long, expensive shows, such, as "-хё =і чряютхфхщ" (1956) and "-юѕЁхэё +Ёртшщёъшщ" (1962). In 1950th years such recognised stars as Keri the Grant and James Stewart, have even more strengthened the position. Have appeared also new, among them - Marlon Brando, James Din and Merilin of Monroe.


In other world

In the best displays the European cinema showed deep artistry and gravity. The short-lived Italian school of neo-realism (Rossellini, Visconti, de Sika) shot films about difficulties of an everyday life in post-war years, often using nonprofessional actors and shooting in real places of events; "¤ю§ш=ш=хыш тхыюёшяхфют" (1948) Vittorio de Sika - one of the most known films of this school. In the beginning of the career the Swedish director Ingmar Bergman has removed "Рхфіьѕ¦ яхёр=і" (1956) and "Гхьы эшёэѕ¦ яюы эѕ" (1957) after which there were also other sharp, often pessimistic films in which the attention to the question on meaning of the life was brought. Despite political censorship, in the Eastern Europe acted in film fine though, probably, and gloomy works, and Akira Kurosawa in Japan and Satijadzhit of Yards in India have announced to the world a birth of a qualitative Asian cinema.

Легенды кино



"Золотой век" Голливуда - 1930-40-е гг. - длился до тех пор, пока его аудиторию не захватило телевидение. Именно в этот период родилось множество фильмов, ставших классикой кинематографа, а многие звезды экрана достигли мировой славы.

Немое кино завораживало миллионы людей, однако огромный успех "Певца джаза" (1927) убедил голливудских продюсеров, что будущее за "говорящим" кино. Звуковое оборудование было установлено на всех крупнейших киностудиях, и началась новая эра.

Многие актеры не смогли приспособиться к новым условиям. Для игры в звуковом фильме требовалось не только умение владеть сценической речью, но и новым стилем актерского мастерства. Некоторые режиссеры, например, Чарли Чаплин, продолжали снимать, по сути, все те же "немые" фильмы, лишь добавляя немногие звуковые элементы, но настоящие звуковые фильмы оказывали настолько более сильное воздействие, что противостоять переменам было невозможно.


Мюзикл

Звук естественным образом повлиял на все виды кинопродукции. Отныне музыка стала неотъемлемой частью фильма. Мюзикл особенно ярко проявил себя как жанр в картине "Дамы" (1934) и других постановках Басби Беркли, где были использованы целые композиции с участием кордебалета, который постоянно перестраивался, создавая "эффект калейдоскопа". Мюзиклы пользовались большой популярностью и в театральных постановках, но в кино, при помощи необычного наклона камеры или крупного плана, их можно было сделать особенно интересными. Некоторые картины середины века с успехом пользовались этими приемами: так, например, в фильмах с участием Фреда Астера танец был показан совершенно по-новому.

Голливуд стал приглашать композиторов и в некотором роде стал покровителем музыки XX века. Композиторы-новаторы, как, например, Арнольд Шенберг, получали гонорары от киностудий (хотя то, что они писали, не всегда использовалось - создание музыки к фильму было "точным" видом искусства, которым далеко не всегда владел композитор!).


Комедия и эскапизм

Возможно, музыка была самым очевидным аспектом кино, выигравшим от применения новой технологии, однако с появлением возможности произносить с экрана слова расцвела и новая форма комедии. Артисты разговорного жанра, рассчитывавшие больше на шутки, а не на грубый фарс, чтобы вызвать смех в аудитории, теперь могли перенести свое искусство на экран. Новый жанр - кинокомедия - охватывал и анекдоты Боба Хоупа, и тонкий юмор детективных фильмов с участием Уильяма Пауэлла и Мирны Лой. В фильмах братьев Маркс игра слов сочеталась с элементами хохмы для создания атмосферы всеобщей веселой анархии.

Существовали и "эксцентричные" комедии, в которых над чрезмерно серьезными людьми одерживали верх беззаботные, рассеянные личности. Но не только комедия выиграла от появления речи в кино. Проблемы личностного выбора заняли свое место в кинодрамах, ориентированных на женскую аудиторию, в которых снимались такие звезды, как Бетти Дэвис.

В 1930-е годы голливудские фильмы практически не касались проблем Великой депрессии, предпочитая эскапизм, т. е. уход от действительности. Пожалуй, лишь фильмы о гангстерах имели отношение к реальной жизни. Их главные герои - Эдвард Дж. Робинсон в "Маленьком Цезаре" (1930) и Джеймс Кэши во "Враге народа" (1931) - даже вызывали у зрителя некоторую симпатию, поскольку неизбежно оказывались в безвыходном положении в конце фильма.

Такие киножанры, как вестерн или фильм ужасов, легко адаптировались к появлению звука в кино, благодаря которому у них появилась возможность создавать более захватывающую атмосферу и более интересные образы. Такие режиссеры, как Джон Форд и Говард Хоукс, и такие звезды, как Джон Уэйн и Генри Фонда, показали, что вестерн тоже может по-настоящему передать дух прошлого и обнажить личный и общественный конфликт. Благодаря венгерскому актеру Беле Лугоши в роли графа Дракулы и англичанину Борису Карлоффу в роли чудовища Франкенштейна, фильмы ужасов завоевали огромную популярность и породили множество подражателей и продолжений.


Система звезд

Большая часть голливудских фильмов строилась вокруг кинозвезд, в число которых входили Гэри Купер, Бетти Дэвис, Кларк Гейбл, Грета Гарбо, Кэтрин Хепберн и Спенсер Трейси.

"Система звезд" имела большое значение для индустрии, которая очень быстро производила огромное количество лент. Несмотря на большое количество блестящих работ, большинство голливудских фильмов были весьма посредственны и предсказуемы, и имели успех только за счет умелой рекламы и обаяния актеров. Киноконвейер жестко контролировался и зависел от коллективной работы: стоящий особняком гений-одиночка - например, Орсон Уэллс, чей "Гражданин Кейн" (1941) является шедевром мирового кинематографа, - был вскоре вынужден принять новые правила игры.

Как правило, Голливуд избегал сложных политических и социальных проблем, вопросам сексуальных отношений места практически не было из-за жесткой самоцензуры, и, как бы невероятно это ни выглядело, в последних кадрах добро всегда побеждало зло. Многие фильмы сознательно делались очень "добропорядочными" и "американскими" по духу, хотя иногда Голливуд использовал иностранных режиссеров и актеров, от которых требовалось придать фильму легкий налет порочности и искушенности, ассоциировавшийся с Европой. Немецкая актриса Марлен Дитрих великолепно играла такие роли. Французский актер Шарль Буайе снискал славу "героя-любовника", а шведская актриса Грета Гарбо, чувственная и загадочная, стала одной из величайших легенд Голливуда всех времен.


За пределами Голливуда

За пределами США большая часть кинофильмов была лишь формой легкого развлечения, рассчитанной исключительно на национальную аудиторию. Им не хватало общечеловеческой притягательности и профессионализма голливудских картин. Зато немногие по-настоящему высококачественные работы обладали новизной видения и зрелостью мировоззрения, которые редко можно было встретить в голливудских фильмах. Во Франции были такие звезды, как Жан Габен, и такие великие режиссеры, как Марсель Карне и, конечно, Жан Ренуар, чьи "Правила игры" (1939) теперь входят в десятку лучших фильмов мирового кинематографа. Среди немецких режиссеров можно выделить Г. В. Пабста и Фрица Ланга, который создал леденящий душу классический фильм "М" (в отечественном прокате "Убийца", 1931).

В Советском Союзе звуковое кино прижилось не сразу, а сталинские репрессии разрушили не одну карьеру. Однако великий режиссер немого кино Сергей Эйзенштейн все же создал свой звуковой шедевр - картину "Иван Грозный" (1942-46), а в фильме "Детство Горького" Марка Донского прекрасно показана жизнь дореволюционной России.

В Великобритании огромный успех имел Александр Корда с картиной "Частная жизнь Генриха VIII" (1932), однако попытки создать киноиндустрию международного масштаба не увенчались успехом. До своей эмиграции в Голливуд великий британский режиссер Альфред Хичкок снял картину "Леди исчезает" (1938) и несколько других фильмов. Тщательно выполненные, полные авторской задумки, напряженного ожидания и визуальных неожиданностей, его работы, от "Завороженного" (1945) до "Психо" (I960), и позже отличались от всех других.


Послевоенные проблемы

После окончания Второй мировой войны у Голливуда возникли проблемы. Новый закон отменил эксклюзивный контроль киностудий над кинотеатрами, открыв дорогу конкуренции. Маккартизм - политика преследования всех подозреваемых в связях с коммунистами - лишил американский кинематограф множества талантливых личностей. Но наибольший урон нанесло телевидение, предлагавшее массу развлекательных программ, смотреть которые можно было не выходя из дома. Теперь кинотеатрам приходилось бороться за зрителя.

Одним из выходов, найденных Голливудом, стало производство малобюджетных и быстроокупаемых картин. В ответ на запросы послевоенного времени некоторые фильмы обращались к социальным проблемам. Появилось множество криминальных драм, снятых в полутемных помещениях, отличавшихся общей мрачной атмосферой и передававших ощущение внутреннего распада. Получив от французских критиков название "фильм нуар" ("черный фильм"), этот жанр, к всеобщему удивлению, оказался достаточно влиятельным. Однако основной голливудской тактикой завоевания аудитории было создание картин такого масштаба, который телевидению был бы не под силу.


Блокбастеры

Благодаря процессу "Истманколор" цветное кино практически вытеснило черно-белое. В 1953 году началась эра широкоэкранного формата, съемки с декорациями и обратная проекция (съемка актеров на уже отснятом фоне) уступили место натурным съемкам, а позднее появился и стереофонический звук. В результате родилась целая серия "блокбастеров" (по названию авиабомбы большого калибра) - длинных, дорогих зрелищ, таких, как "Десять заповедей" (1956) и "Лоуренс Аравийский" (1962). В 1950-е годы такие признанные звезды, как Кэри Грант и Джеймс Стюарт, еще больше упрочили свое положение. Появились и новые, среди них - Марлон Брандо, Джеймс Дин и Мэрилин Монро.


В остальном мире

В своих лучших проявлениях европейское кино демонстрировало глубокую художественность и серьезность. Недолговечная итальянская школа неореализма (Росселлини, Висконти, де Сика) снимала фильмы о трудностях повседневной жизни в послевоенные годы, часто используя непрофессиональных актеров и съемки в реальных местах событий; "Похитители велосипедов" (1948) Витторио де Сика - один из самых известных фильмов этой школы. В самом начале карьеры шведский режиссер Ингмар Бергман снял "Седьмую печать" (1956) и "Земляничную поляну" (1957), вслед за которыми появились и другие острые, часто пессимистичные фильмы, в которых ставился вопрос о смысле жизни. Несмотря на политическую цензуру, в Восточной Европе снимались прекрасные, хотя, возможно, и мрачные работы, а Акира Куросава в Японии и Сатияджит Рей в Индии возвестили миру о рождении качественного азиатского кинематографа.